Что изменилось в трудовом законодательстве в 2019 году
Минимальный размер оплаты труда
Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» введен механизм ежегодного (с 1 января) установления МРОТ в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.
Приказом Минтруда России "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года «прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года установлен в размере 11280 рублей в месяц.
Именно такой минимальный размер оплаты труда, начиная с 1 января 2019 года, утвержден Федеральным законом от 25.12.2018 № 481-ФЗ.
С 08.01.2019 вступили в действие поправки в часть 1 статьи 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: увеличен предельный размер задолженности, взыскание которой может быть произведено путем направления исполнительного листа работодателю должника (работника) с 25000 до 100000 рублей.
Новые гарантии работникам
Введена в действие новая статья 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).
Указанная статья предусматривает предоставление гарантий работникам при прохождении диспансеризации.
Работники при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.
В связи с увеличением пенсионного возраста дополнительно вводятся гарантии и для работников «предпенсионного» возраста. В соответствии со статьей 185.1 ТК РФ работники, не достигшие пенсионного возраста, в течение пяти лет до наступления такого возраста при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Аналогичные гарантии предусмотрены для работающих пенсионеров.
Новые гарантии предусмотрены для многодетных семей. В соответствии со статьей 262.2 ТК РФ работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. Таким образом, теперь при составлении графика отпусков в первую очередь необходимо учитывать пожелания работников, имеющих многодетные семьи.
При этом Министерством труда и социальной зашиты даны разъяснения относительно порядка предоставления отпуска многодетным работникам.Так, к отпускам работников, у которых три ребенкаи более, применяются общие правила об отпусках — предоставление первого отпуска после истечения шести месяцев со дня начала работы.По соглашению с работодателем указанный срок может быть изменен в меньшую сторону (письмо от 20.11.2018 № 14-2/ООГ-9211).
Возраст детей определяется не на дату составления графика отпусков, а на дату ухода сотрудника в отпуск.
Гарантии для лиц с ограниченными возможностями. С 01.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 № 476, направленный на повышение занятости инвалидов.
Так, в целях трудоустройства незанятых инвалидов и их профессиональной адаптации будет осуществляться сопровождение инвалидов, под которым подразумевается оказание индивидуальной помощи неработающему инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также обеспечение передвижения инвалида до места работы и обратно и по территории работодателя.
Такие мероприятия включаются в региональные программы содействия занятости населения.
Настоящий федеральный закон предоставляет работодателю право определить наставников для лиц с ограниченными возможностями из числа своих работников (при наличии согласия работника).
Такие наставники содействуют освоению трудовых обязанностей, вносят предложения по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий для доступа к рабочему месту и с использованием дополнительного оборудования на его рабочем месте.
С 01.01.2019 вступает в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.05.2018№ 322.
Данный приказ прописывает условия, которые должны соблюдаться работодателем при принятии на работу инвалида, осуществлении им трудовой деятельности, а также перечисляет виды труда, которые противопоказаны лицу с ограниченными возможностями.
Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда. Согласно действующему законодательству работодатели должны были до 31.12.2018 провести специальную оценку условий труда, в связи с чем с 01.01.2019 на работодателей, не выполнивших указанное требование, будет распространяться действие части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение штрафа в размере от 60000 до 80000 рублей.
Однако, это не означает, что все работодатели, которые не провели специальную оценку условий труда (которых, по мнению Роструда, огромное количество), будут привлечены к административной ответственности.
Специалисты Роструда пояснили, что автоматически штрафовать организации начнут с 2020 года согласно данным, которые будут размещены в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда. В 2019 году штрафы будут назначены тем предприятиям, в отношении которых будут проведены как плановые, так и внеплановые проверки Государственной инспекцией труда.
Правовое регулирование трудовых отношений отдельных категории работников. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены поправки в ТК РФ, касающиеся оформления трудовых отношений с отдельными категориями граждан. На данный момент поправки находятся на стадии законопроекта.
Так, предлагается «вывести» из-под действия норм ТК РФ такую категорию, как самозанятые граждане.
Напомним, что самозанятые граждане — это физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск основанную наличном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли, незарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, не имеющие наемных работников.
В новой редакции статью 11 ТК РФ предлагается читать так: «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на самозанятых лиц, а также на физических лиц, вступающих в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства».
Так как из-под действия трудового законодательства будут выведены лица, работающие у физических лиц, глава 48 ТК РФ будет регулировать особенности осуществления трудовой деятельности у индивидуальных предпринимателей.
Еще одним законопроектом предлагается увеличить размер компенсации за задержку выплат (заработной платы, отпускных, социальных пособий, выплат при увольнении, др.) с 1/150 до 1/100 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки.